Многие из нас нередко сталкиваются с таким явлением: фотографируешь интересный объект, например, красивый вид природы или городской вид, знакомого человека или незнакомого прохожего. А посмотрев снимок на компьютере, обнаруживаешь, что на нем не предана и десятая доля того, что видел, что тронуло, заинтересовало. А то и вовсе выглядевший идеально в видоискателе или на экране фотоаппарата объект искажен: не видны мелкие детали пейзажа, расплылось лицо, расписные разделочные доски из стекла невыразительны и покрыты скучным узором…
Почему это происходит? Потому что есть существенное различие между нашим восприятием и фотографическим изображением: видимый нами мир трехмерен, объемен, на фотографии же мир плоский, двумерный. Такой аппетитный сырный набор из семи сыров выглядит однообразно даже по цвету, а листья на дереве застыли в статике, тогда как они должны были всего лишь замереть на долю мгновения и показать, что движение листвы и ветвей на нем вечно и безостановочно.
В нашем мозгу стереоскопическая картинка складывается из двух плоских изображений — левого и правого глаза. Образуется объемное изображение, с помощью которого мы можем правильно оценить форму и расстояние до объекта съемки, а также увидеть предмет по терм основным проекциям.
Мы воспринимаем окружающий мир в динамике. Выражение лица у любого человека меняется чуть ли не каждую минуту. Мы сами двигаемся. Взгляд наш постоянно путешествует в окружающем пространстве. Рассматриваем предметы с разных точек под разными углами. И, наконец, в нашем сознании складывается какое-то впечатление. Щелчок затвора фотоаппарата выхватывает один лишь миг. И если момент, ракурс, точка съемки, положение объекта выбраны неправильно, то ощущение динамики пропадает. В изображении появляется дисгармония.
Наблюдая какое-либо событие, мы вовлекаемся в него. Начинаем воспринимать всеми органами чувств. Например, любуясь видом природы, мы ощущаем запахи трав, дуновение ветерка на коже. Чувствуем тепло солнечных лучей, слышим пение птиц, шелест листьев. А рассматривая фотографию, задействуем только один зрительный канал восприятия.
Поэтому, необходимо каждый снимок строить с учетом законов композиции, знать которые необходимо каждому, и начинающему пользователю простейшей «цифромыльницы» и тем, кто планирует делать качественные снимки для фотостоков или сетевых журналов.